К новостям

РУССКИЙ КОВЧЕГ

Конкурс документального кино: Раскаленный хаос. Режиссер Сергей Дебижев

 

Столетие октябрьской революции – тема, которая вызывает интерес во всем мире, а у себя на родине, в России, эти споры еще и несут крайне эмоциональный характер. Буквально до белого каления. При этом русская культура до сих пор не очень готова к открытому и смелому разговору о событиях 1917 года. И развязанная дискуссия на повышенных тонах вокруг еще не вышедшего в прокат игрового фильма Алексея Учителя "Матильда" о связи последнего русского императора с балериной Кшесинской – лишнее тому подтверждение. Единственное, в чем сошлись художники разных политических взглядов – в диапазоне от Леонида Парфенова с его "Цветом нации" до Никиты Михалкова в "Солнечном ударе", – тогда, в 1917 году произошла катастрофа. Погибло одно государство, культура, нация – и родилось совершенно другое.

Сергей Дебижев – автор с ярким и самобытным стилем – тоже не раз обращался в своем творчестве к теме революции. По его же собственным словам, к фильму "Раскаленный хаос" он шел без малого тридцать лет (то есть почти всю свою карьеру). Здесь, и правда, можно увидеть во всем разнообразии излюбленные художественные приемы автора. От музыки группы "Аквариум" до смеси документальной хроники, игровых эпизодов, коллажа, графики и анимации. Разница в том, что там, где раньше Дебижев выступал в жанре абсурдистской пародии, теперь на наших глазах разворачивается яростный памфлет. Для этих целей авторский текст перемешан с отрывками из документальных свидетельств очевидцев, отчего в отдельных местах он действительно сопоставим по накалу с "Окаянными днями" того же Бунина. Впрочем, выполнен он скорее в виде эстетского представления.

Рассказ поделен на два действия, в каждом из которых по несколько картин. И это не считая увертюры, антракта и эпилога. Самое поразительное – то как Дебижев без лишних сомнений иллюстрирует рассказ о крушении непогрешимой Российской империи кадрами из ключевых пропагандистских фильмов 20–30-х годов. Эйзенштейн, Пудовкин, Ромм, которые с такой страстью и вдохновением когда-то славили дело Ленина, десятилетия спустя по воле Дебижева и с той же самоотдачей повествуют о его предательстве, оплаченном иностранными банкирами. В такие моменты кажется, что русская история и правда замкнула круг. Последний или очередной – видимо, увидим еще лет через сто.

Никита Карцев

источник

 


Подробно